Приветствую Вас Гость!
Среда, 01.05.2024, 00:15
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 146

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Друзья сайта

О бабках, колдунах, знахарях


О "целителях ,гадателях ,астрологах и бабках" - и почему грешно к ним обращаться

 


Так, в Библии можно прочитать: "…не должно находиться у тебя… прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, …вызывающий духов… Ибо мерзок пред Господом всякий делающий это” (Втор. 18, 10 - 12).

Чтобы лучше понять, почему нельзя лечиться у "чудотворцев”, знахарей и подобного рода "целителей”, постараемся проникнуть в самое существо данной проблемы. "Болезни все и всегда происходят от грехов и из-за грехов, - говорит святитель Феофан Затворник, и только очень редко, в некоторых случаях - как испытание. И здесь уместно вспомнить о том, кого и при каких условиях исцелял Господь Иисус Христос. Он исцелял всех, кто приходил к Нему с верой в Его Божественное достоинство, и всегда эта вера была соединена с глубоким, искренним раскаянием человека. Вспомним, например, как обратились к Спасителю евангельские слепцы. Они вопияли Ему вслед: "помилуй нас, Господи, Сын Давидов” (Мф. 20; 30). В этих словах чувствуется глубокая вера в Христа как Искупителя человечества и, конечно, чувство покаяния. Всем приходившим с греховной ношей Господь отпускал грехи, а затем исцелял. "Прощаются тебе грехи твои” (Мф. (9,2); "…вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже” (Ин. 5, 14) - такие слова звучали из уст Спасителя, когда Он исцелял больных.А что же бабка ,как она может отпустить грехи ? или только добавить еще срашнее и немыслемее ,нанести тяжелейшую рану душе и отдать ее сатане на поругание .
И как видно из Евангелия, все исцеления в первую очередь имели нравственное значение тем, кто искал помощи в недугах. Приходившие ко Христу имели полное сознание своей греховности, своего недостоинства. Само обращение к Спасителю полагало начало глубокого покаяния и исправления жизни. Таким образом душа очищалась и исцелялась от греха - источника различных болезней и скорбей. И Господь всегда вслед за выздоровлением души даровал исцеление и телу.
После вознесения Христа на небо чудесные исцеления не прекратились. Подобно Христу творили исцеления и чудеса апостолы, мученики, пустынники и все угодившие Богу праведники. Какой же силой действовали они? Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что "причиной исцелений бывает… благодать, производящая чудеса и даруемая избранным и праведным мужам за их святость, как известно об апостолах и многих других”.
И в наше время также могут совершаться чудесные исцеления. И источником этих исцелений была, есть и будет до конца мира Божественная благодать, пребывающая во святой Церкви Христовой, которая подается через ее святые таинства: Крещение, Покаяние, Причащение Пречистых Тела и Крови Спасителя, Елеосвящение (Соборование). Однако всем, кто приступает к Таинствам, необходимо помнить, что, как во времена Христа, благодатная помощь действует только в согласии с теплой верой и покаянием приступающего. Именно поэтому перед величайшим церковным Таинством Евхаристии установлено Таинство Исповеди, в котором кающиеся получают оставление своих грехов.
Также с апостольских времен установлено особое таинство Елеосвящения или Соборования. По древнему обычаю к этому таинству могут приступать не только тяжело больные и страждущие, но и относительно здоровые люди. Это бывает во дни святых постов, особенно в Великий, когда мы требуем особой благодатной помощи для очищения наших душ и здоровья телесного.
Рассуждая о церковных средствах врачевания души и тела, не нужно забывать, что благодать действует таинственно и незаметно, избегает любопытных и пытливых взоров.
Несомненно, что все мы приступали к церковным таинствам и можем засвидетельствовать их благодатную силу. Однако не нужно забывать, что это благо, столь очевидное для нас, только малая доля того, что мы на самом деле получаем в святых таинствах. Только Богу известно, от каких болезней мы исцелились, и от каких бед смогли избавиться благодаря благодати Божией. "Христос вчера и сегодня и во веки Тот же” (Евр. 13, 8). И как во время своей земной жизни Он избегал славы, так и теперь врачует и исцеляет приходящих к Нему с верой, не вызывая мирской молвы и шумных сенсаций. Ведь главное в деле Христовом - это не только телесное здоровье, а нравственное возрождение человека, обращение от греха к Богу, от служения силам зла к добру, от смерти к вечной жизни.
Церковь НЕ отвергает также помощь врачей. И об этом говорится в Библии: "Сын мой! В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправи руки твои, и от всякого греха очисти сердце. И дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется Он от тебя, ибо Он нужен” (Сир. 38, 9-10, 12).
Но давайте вернемся к проблеме новоявленных "целителей” и "чудотворцев”. Как известно, это люди, не отличающиеся святостью и высотой духовной жизни, они очень далеки от Церкви. Но какой же силой они воздействуют на людей? На этот вопрос мы снова находим ответ у преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, который говорит: "…исцеления” …такого рода бывают по обольщению и ухищрению демонов. Человек, преданный явным порокам, может иногда производить удивительные действия и потому может почитаться святым и рабом Божиим. Через это увлекаются многие к подражанию его пороков и открывается пространный путь к поношению и уничтожению святости религии; да и сам тот, кто уверен в себе, что обладает даром исцелений, надменный гордостью сердца, испытывает тягчайшее падение. О таких людях в Евангелии говорится так: "восстанут лжехристы и лжепророки и дадят великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно и избранных” (Мф. 24, 24).
Здесь необходимо обратить внимание на то, что эти "чудотворцы” на самом деле не могут никого исцелить. Магическими действиями они создают лишь ощущение ослабления болезни, после чего нередко наступает резкое ухудшение здоровья, о чем неоднократно свидетельствовала пресса. Так в одной газете сообщается, что "каждый день в редакцию звонят встревоженные врачи. Они говорят, что "скорая” доставляет в больницы пациентов с запущенными язвами желудка, с другими тяжелыми осложнениями. Дело в том, что они всецело доверились пассам с телеэкрана и совсем перестали принимать лекарство. Некоторые письма одучаренных пациентов опубликованы. И в этом нет ничего удивительного, ведь бесы не желают нам исцеления, не желают нам блага даже в земной жизни, не то что вечную. И они научились нас обманывать. Они могут создать видимость ослабления болезни, чтобы удостоверить человека, что он действительно попал к настоящему врачу. Но потом бывает ему "последняя горше первых”.
Интересно высказывание по этому поводу святителя Иоанна Златоуста: "Демон, если и врачует, больше повредит, чем принесет пользы. Доставит пользу телу, которое спустя немного непременно умрет и сгниет, а повредит бессмертной душе. Если иногда по попущению Божию исцеляют демоны (через знахарей), то такое исцеление бывает для испытания верных, не потому что Бог не знал их, но чтобы научились НЕ принимать от демонов даже исцеление”.

А такие явления, как гипноз, различного рода внушения, известны в магии и колдовстве с древнейших времен. И Церковь по этому поводу однозначно ответила еще в середине первого тысячелетия на VI Вселенском соборе, где было сказано о запрещении различного рода колдовства, употребляемого как для помощи в болезнях, так и для нанесения человеку вреда. В Номоканоне также сказано, что если кто занимается знахарством, нашептыванием воды (как раз то, что делают по телевизору), а также разбрасыванием бобов, выливанием яиц, воска, тот попадает под церковное запрещение.(анафему) И при этом отлучается от Причастия на 6 лет - как те, кто лечит этими средствами, так и те, кто к ним обращается. А те, кто пытается употребить эти средства для погибели человека, отлучаются на 15 лет, наравне с убийцами, даже в том случае, если они покаются и больше никогда не будут этого делать.
И что самое страшное что порой такие "целители" предъявляют якобы "церковное благословение ".Ни у каких колдунов, экстрасенсов, «народных целителей»,бабок, не может быть законного церковного благословения. Предъявляемые документы фальшивые. В любом случае, если Вы желаете в этом удостовериться, можете потребовать копии документов и отнести их в епархиальное управление по месту своего проживания.
Почти в любой газете предлагают свои услуги колдуны и целители, и все, как на подбор, потомственные. Но запомните, что принципиально и изначально НЕТ никаких добрых, «белых», православных, хороших колдунов, экстрасенсов, рэйкистов, «ведических медиков», «бабок», «вайшнавских медиков», шаманов, ведьм, народных целителей, вудуистов, энерготерапевтов, «шептуний», «хиромантов», «трансцендентальных психологов», астрологов, прорицателей, гадателей, магов. Любая магия, белая, черная, даже розовая в жёлтенькую полосочку, все равно от сатаны и все равно противна природе Христа
Давайте сначала определимся, что такое молитва и что такое заговор.

Молитва – это обращение к Богу или к святым угодникам. Иоанн Златоуст говорит, что молитва – это наша благоговейная беседа с Богом. Молитва сама по себе вовсе не является гарантией того, что испрошенное в ней обязательно исполнится. Господь, как мудрый Отец, подает человеку благопотребное для его жизни именно тогда, когда это необходимо, а не по прихоти человека.
Заговор же, в отличии от молитвы, является ее полной противоположностью. Человеку, прочитавшего его дается чуть ли не 100% гарантия исполнения прошения. Довольно часто для прикрытия в заговорах обильно используется православная терминология. Поэтому многие люди не всегда могут отличить православную молитву от заговора.
В первую очередь, нужно обращать внимание на приобретенную литературу. Вся православная литература печатается по благословению Святейшего Патриарха или епархиального архиерея. И само собой, если на первой странице есть такое благословение, то появление заговоров на страницах такого издания практически невозможно, так как эта литература проходит строгую церковную проверку. Никакая церковная литература не может быть напечатана с благословения обычного священника. Также осторожно нужно относиться к литературе, напечатанной с благословения старцев или известных духовников. Как правило, эти люди являются ревнителями церковного благочиния, и никогда не будут давать таких благословений в обход правящего архиерея своей епархии. Конечно же, лучше приобретать православную литературу в храмах или специализированных церковных лавках.
Приведу лишь несколько примеров из молитвословов, напечатанных без благословения. В одном из них приводится «молитва на освящение воды». Причем присутствует оговорка о том, что «наговаривать на воду нужно трижды, она очень помогает «порченным» больным». Уже само название вызывает подозрение, так как освящать воду имеет право только священник, и уж точно никто из них не «наговаривает» на воду, а водосвятный молебен- это целое молитвенное последование с чтением Евангелия и троекратным погружением креста в воду. Все эти чинопоследования напрочь отсутсвуют в предлагаемой молитве. И уж, наверное, каждый человек знает какой чудодейственной силой обладает настоящая, а не «наговоренная» святая вода.
Между молитвой и заговором существует колоссальная разница, такая же, как между смиренной просьбой и настырным вымогательством. Молитва есть смиренное прошение о помощи Божией в том деле, которое мы собираемся начать. Это первое и самое главное отличие. Во-вторых, молящийся человек не стремится добиться желаемого во что бы то ни стало. Он верит, что не ему, грешному, судить о том, что полезно для его души, а что нет; но то известно лишь благому и любящему Богу. Потому молящийся человек всегда с готовностью принимает все, что последует за его молитвой. В-третьих, настоящая молитва всегда связана с глубоким чувством покаяния. Верующий человек знает, что трудности и скорби посланы от Бога за его прегрешения и неправды для его назидания и исправления. Вот, например, как описывает сельский священник конца XIX века покаянную обстановку, в которой совершались всенародные молебны по случаю долгого бездождия: «... священник с крестом в руке вышел из алтаря на амвон и остановился перед крестным ходом, лицом к лицу с народом.
«Что вы собрались делать, христиане? - Сказал он внушительно народу, - идти на свои поля и просить милости у Бога? Но стоите ли вы этой милости? Не вы ли недавно бесчинствовали и пили целые недели без просыпу? Я вас просил, - вы смеялись, я вас молил, - вы бесчинствовали, я вам указывал на Бога, - и вы отворачивались от Его лика. Теперь Бог отворотился от преступных лиц ваших и наказует вас достойно и праведно. Я не смею молиться с вами перед разгневанным Небом!
Тронутый в такую решительную минуту народ, как один сноп, повалился на землю и стал на колена перед поднятыми в поход образами...»
И еще давайте посмотрим, с каким смиренным чувством принимает народ дивную милость Божию - начавшийся вскоре после молебна дождь:
«...Вдруг взошла туча, и ударил дождь. Народ плачет от радости, подставляет пригоршни под иконы, с которых льются ручьи дождя, умывается этой водой и твердит: «Слава Тебе, Создателю, услышавшему нашу грешную молитву!»
Как видим, результат молитвы зависит, прежде всего, от веры просящего, от его образа жизни и от того, полезно или неполезно для просящего исполнение его прошения. Это три самых важных фактора. Если человек живет, не помня о Боге, делает все наперекор, маловероятно, чтобы его прошение исполнилось.
Так что Даже использование «врачевателем» молитв, Креста и наличие в его доме икон не могут служить гарантией того, что перед вами не шарлатан.
Вспомните слова Спасителя: Многие скажут Мне в тот день: «Господи, Господи!, не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие». (Мф. 7, 22—23)
Да, в результате манипуляций «целителя» с темными силами человек может получить значительное облегчение в своих страданиях. Но какова цена этого? Болезнь загоняется внутрь человека и через некоторый промежуток времени она обязательно выйдет в виде еще более тяжелых симптомов. Подвергая себя такому «лечению» человек расплачивается своей душой. Облегчение и выздоровление часто оказываются мнимыми. Человек, обратившийся к «целителю» ставит под удар свою семью – через «исцеленного» начинают действовать бесы, разрушая души и организмы его близких.
Что же касается порчи или сглаза, то человеку, регулярно прибегающему к Таинствам Церковным – исповеди и причастию они не страшны, даже если ему эту «порчу» будут лопатой подгребать.
Давайте посмотрим, что на рынок услуг выставляют эти люди. Они могут исцелить, приворожить, отворожить, предсказать и т.д. Кажется ничего страшного.
Нужно внимательней относиться к тому, в каких словах мы пытаемся описывать мир и самих себя. Через слово познается мир. Если мы погружаемся в мир язычества, то и мир в наших глазах окрашивается в шаманистский жаргон. Мир христианина – мир молитвы, мир язычника (оккультиста и шамана) – мир заговора, заклинания и мантры.
Как правило люди далекие от Бога исходят из того, что человек существо материальное и временное в этом мире. Основная его задача - как можно дольше прожить без особых проблем. Вторая точка зрения исходит из того, что человек помимо тела имеет еще бессмертную душу. В этом случае важно понимать, что "успешность" жизни такого человека в перспективе вечности зависит не только от телесного здоровья. Когда мы бросаем все силы на поддержание здоровья телесного нам нужно помнить о том, что тело так или иначе - явление временное. Чего не скажешь о душе - она вечна. И тогда, если мы прилагаем огромные усилия для того чтобы излечить тело, и при этом наносим непоправимый вред душе - разумно ли мы поступаем? Известны случаи - когда бабки помогли... Но они помогли только в видимом. Только в излечении тела... Христианство почему против такого целительства? Да потому, что этим наносится смертельная рана душе человека. Вылечили ребенка, все нормально, мы рады... Если мы не видим глазами душу ребенка и ту рану, которую ему при этом нанесли - это еще не значит что этой раны нет...
"молиться и верить это хорошо, но только в том случае, если вера сильна, а если нет?..."
Не понятно, честно говоря, вот что.. Почему мы расписываемся в бессилии собственной веры в Бога, и при этом кричим о безграничной вере во все остальное? Откуда силы на такую веру? Или дело в том, что вера бабке дается более просто, без каки-то усилий..? Но пр и этом все знают, где бывает бесплатный сыр.
Согласно Библии человек сотворен «по образу и подобию» (Быт. 1;26) своего Творца. Разум, свобода, дар творчества, неповторимость человеческой личности – высшие ценности, полученные людьми. Это дары надмирного порядка.
«Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф.16;26). Христианину ответ на этот вопрос известен: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» Ин.3;16. Нет для Бога ничего дороже мира людей. А шаман-маг считает дозволенным привораживать, не взирая на желание другой стороны. Дал ли он выбор другой стороне ,которая даже не знает об этом ,или просто даже с тем человеком не знаком ? Фанаты привораживают своих кумиров ..ну бред ,согласитесь ,кумир который даже его знать не знает ,среди беснующейся толпы. Нравственно ли это? Какая культура может порождать такое отношение к человеку, превращая его в объект своей прихоти? Культура работорговли и эксплуатации себе подобных. Кто в наше время задумывается об этом? А старик Кант как-то говорил: «Человек никогда не может быть средством, но всегда только целью». Такова антропологическая максима.
И самое поразительное заключается в том, что люди готовы расставаться со своей свободой. Она настолько обременительна, что многие регулярно справляются с прогнозами гороскопов или диагностируют карму. Ведь в случае чего можно всю ответственность за свои поступки свалить на «волю звезд»: мол, я-то что? Выпил лишнего – звезды говорят, нахамил жене – карма такая. Но если карма – совокупность прежних деяний, и ты веришь в тотальную зависимость от нее - знай «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2 Кор.2;17). Так в твоей жизни Дух Господень или дух рабства? Христос разрывает все связи с причинно-следственных отношений в «Нем мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов» (Кол. 1;14).
Христианское покаяние и провозвестие Божиего прощения – утверждение свободы и нравственной ответственности. Альтернатива – убийственна. Насколько уродливая картина раскрывается перед глазами оккультиста можно понять, если осознать какое место отводится человеку в этой системе ценностей. Другие люди – объект манипуляций, средство для реализации моих желаний. Таким недобрым, нелюбящим взглядом смотрит на людей «бабка» и тот, кто к ней обращается. Эксплуатация человеческого тела – проституция, эксплуатация человеческой души – неразбавленный сатанизм. Даже по-человечески это можно назвать мерзостью. Что же говорить о Боге…
Чем плоха "безобидная "астрология и гороскопы ?
Увлечение гороскопами было естественно для языческого мира ,в котором закон судьбы (фатума,рока,кармы) возносился над всми сущими ,подчиняя себе даже богов. Но христианство принесло в мир весть о свободе человека На Небесах - не слепые законы кармы или астрологии ,но Любящий Отец ,в воле Которого ВСЯ ВСЕЛЕННАЯ и человеческий волос . Не от звезд зависело покаяние разбойника на кресте ,а от подвига его веры . Не гороскоп привел к покаянию Марию Магдалину или Петра ,но их любовь ко Христу . Вера в гороскопы парализует волю человека ,сковывает свободу и чувство собственной ответственности притупляет . Астрология несет ересь о человеке ,ибо слишком низко думает о нем ...Встречаются двое . Знакомятся. Первый вопрос ты кто ? Я-телец. А ты ? Я -скорпион .В результате человек кто ? животное ,пресмыкающееся,насекомое ? Удивительно как глухи бывают люди .Они не благословения Божьего просят ,а сличают себя с гороскопами ,не подошел -разбежались ..
И человек сейчас верит во что угодно и в кого угодно ...И даже атеистов по большому счету нет .Т.к верит в желтую свинью ,красную корову или огненного быка сейчас даже атеист , и прочие годические "божества" .
Человек доверяет каким то знакам небес,думая что через исследования планетных путей проще понять Бога,чем через голос совести и души..Разве не в человеке ,а в звездном небе Богу подобает проявлять Себя? Что ж,звезда и приведет вас к Богу ,который стал человеком (человеком,а не звездой)
Вспомним о волхвах (астрологах ,магах,чародеях) ,пришедших покониться Христу .Какой совет дал волхвам Господь : " И получив во сне откровение НЕ возвращаться к Ироду,иным путем отошли в страну свою " (Мф.2,12) . Иной путь был открыт им после встречи со Спасителем. Иной,отличный от прежнего : указывая волхвам другую дорогу для возвращения домой ,Бог тем самым повелевал им оставить дурное ремесло (см . Тертуллиан . Об идолопоклонстве ,9)
(Андрей Кураев "Когда Небо становится ближе ,о чудесах и суевериях ,о грехах и праздниках "
Иерей Дионисий Свечников "разница между заговором и молитвой ,
суеверие-нЭт
)
Может быть, народные целители действительно используют неизвестные свойства растений? Или каждый народный целитель обязательно пользуется помощью бесов?
-- Давайте определимся с терминологией. "Народный целитель" -- это кто? Человек, который горчичники ставит по народному методу, ничего плохого не делает. Если человек делает травные сборы и этим ограничивается, здесь ничего плохого вообще нет. Но если он начинает шептать, наговаривать, т.е. ведет некую духовную работу, -- значит, он связан с духами. А так как он ее ведет в противодействии Церкви -- значит, это духи зла. Здесь очень четкая граница. В траволечении как таковом никакого зла нет, зло начинается вместе с духовными практиками. Иоанн Златоуст говорит, что даже если чародеи будут имена мучеников произносить, молитвы читать, -- все равно беги от тех, кто пользуется "благотворными" бесами.
-- В древней Церкви дар исцеления был весьма распространен. Может быть, и те, кто сейчас лечит с молитвой, обладают этим даром от Бога? Почему Церковь уверена, что это не так?
-- Чтобы утверждать, что некий дар -- от Бога, сперва надо обладать даром различения духов. Мы знаем, что есть духи разные, и есть принципы, по которым они различаются. Думать, что все духи хороши -- это ошибка. Почему мы считаем, что именно Церковь обладает даром различения духов?
Это очень важно понимать. Согласно христианскому вероучению, Церковь -- это не административный институт и даже не просто собрание единоверцев. Это двухтысячелетняя духовная традиция, построенная не на абстрактных умозаключениях, а на реальном опыте духовно-нравственной жизни. В Церкви таинственным образом живет Дух Святой, Церковь -- это Тело Христово. Поэтому если Церковь говорит "Нельзя", это не прихоть и не ретроградство, а забота о духовной безопасности людей. Мы же не возмущаемся, если врач нам что-то запрещает. Почему? Потому что у него есть знание и опыт. Все это есть и у Церкви.
Исцеления в Церкви не прекратились, ежегодно происходят тысячи и тысячи случаев. Почему же мы уверены, что эти исцеления принципиально отличаются от тех, которые дают "народные целители"? В чем разница?
Есть принцип, сформулированный святым апостолом Иоанном Богословом: всякий дух, не исповедующий Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но от антихриста (1 Ин., 4:3). То есть те целители, которые говорят: "я исцеляю", "я имею дар исцеления", "я являюсь посланником Бога", тем самым отвергают Христа. Они претендуют на некую мессианскую роль, они ставят себя наравне со Христом.

Никогда в Церкви не было принято исцелять своими силами, говорить, что "во мне есть дар исцеления". Апостолы Петр и Иоанн, когда они исцеляли хромого (известный случай, рассказанный в книге Деяний святых апостолов), говорили: "не думайте, что мы своей праведностью и своей силой достигли этого, но именем Иисуса Христа, Которого вы распяли..." И сегодня, когда православный священник совершает любое церковное таинство, он никогда не говорит, к примеру, "я крещу", "я венчаю" и т.д. Священник произносит: "венчается"... "крещается" – т.е. действие совершается Богом, а не священником. (Единственное исключение -- разрешительная молитва на исповеди, когда священник говорит от первого лица. Но эта формулировка – западного происхождения.)
Главный признак истинного чудотворца -- это, конечно же, смирение, понимание того, что все наши "достоинства" -- это дар Божий. Посмотрите на нынешних целителей, на людей, которые утверждают, что они лечат молитвой, лечат своими силами и т.д. Они все горды до чрезвычайности. Мы многократно видели в нашем Центре людей, пострадавших от этих целителей, видели и самих экстрасенсов, они десятками приходят к нам. Мне пришлось помогать в воцерковлении более чем четырехсот человек, многие из которых занимались колдовством. Я не встречал среди них смиренных людей.
-- В чем же именно состоит грех христианина, обращающегося за помощью к народным целителям? И в чем состоит грех самого целителя?

-- Грех христианина в том, что он поступает вопреки заповеди Божией. Уже ветхозаветная книга Левит запрещает обращаться к магам, чародеям, обаятелям (Лев., 19:31, 20:27). А ведь "народные целители" именно так раньше и назывались. Точно так же и во Второзаконии (18:10-12) Бог говорит: "не обращайтесь к таковым, ибо мерзок перед Господом всякий делающий это".

А грех целителя в том, что он осознанно или неосознанно служит князю тьмы, дьяволу. Иногда это действительно бывает неосознанно. Ведь вначале дьявол притворяется добрым.
Многие экстрасенсы, с которыми нам приходилось общаться, сперва чувствовали, как в них входит некая сила. Им казалось, что сила добрая, хорошая. Но это сопровождалось повышением их самооценки: они начинали гордиться. Потом человек, общаясь с этой силой, отдавшись ей, начинал чувствовать, что за этим минутным добром скрывается настоящее зло. И тогда человек осознавал, что служит дьяволу. Одних это отрезвляло, а другие настолько были охвачены гордыней, что решали: "а мы все равно с ним будем сотрудничать". Или говорили: "а дьявол и Бог -- это одно и то же". Естественно, нет никакого сотрудничества между Богом и дьяволом и нет ничего общего между светом и тьмой
-- О некоторых целителях говорят, что их благословили на эту деятельность известные духовники. Чаще всего называют старцев Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Это может быть правдой? Сталкивались ли лично Вы как священник с такими ситуациями? Если да, то как реагировали?
-- По поводу старцев Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: речь, как правило, идет об архимандрите Кирилле (Павлове), имя которого чаще всего в данной ситуации привлекают. Или просто ссылаются на безымянных "старцев". Так вот, это неправда. У отца Кирилла есть несколько проповедей против народных целителей, чародеев. Эти люди лгут. Поэтому нельзя доверять практически ни одному их слову.

Приходили ли ко мне за благословением? Да, ко мне обращались за благословением на занятия так называемой "народной медициной". Нередко это тоже начинается со лжи. Сначала "благословите меня заниматься траволечением". Ну, Церковь ничего против лечения травами не имеет. А вот дальше получался примерно такой диалог:
-- И каким же образом вы будете лечить?
-- Будем лечить травками. Но чтобы они лучше действовали, мы молитовку над ними прочитаем.
-- А кто вам дал такое право: молитовки читать? И что это за "молитовки"?
-- А на нас некие духовные силы нашли, ангел к нам пришел, или святой.
-- А вы уверены, что он пришел от Бога?
-- Да как Вы можете думать, что ко мне не святой пришел?!
Естественно, никакого благословения я таким людям не давал.
Мне неизвестны случаи, когда священники давали бы такие благословения.
-- А если народный целитель, работая с пациентом, настаивает, чтобы тот ходил в храм, исповедовался, причащался -- не свидетельствует ли это о том, что никакой бесовщины он не применяет?
-- Не свидетельствует хотя бы уже по той причине, что он же при этом советует врать на исповеди. Мне приходилось неоднократно сталкиваться с пациентами таких целителей. Они приходят на исповедь, чтобы потом причаститься, и священнику, естественно, видно, что это люди весьма необычные, с поврежденной психикой. И мне потом приходилось выяснять: "А почему Вы пришли?" Они обычно начинали отпираться. Очень заметно было, что они ничего не знают в Церкви, не понимают, зачем им нужно причащаться. А потом я узнавал, что они посланы целителями. Я спрашивал: "Почему же вы врете-то?" -- "А нам сказал вот так тот, кто нас послал". Может ли человек "от Бога" требовать, чтобы перед лицом Божиим Богу лгали?
Почему же посылают? Почему часто экстрасенсы требуют, чтобы окрестили ребенка, над которым затем прочитают заговор? Зачем требуют, чтобы исповедовались, причащались?
А дело все в том, что дьявол дает свою силу в обмен на максимальный грех. Дьяволу нет ничего приятнее, чем поглумиться над святыней. Если человек причастился Святых Христовых Тайн, а потом идет к служителю дьявола, на кого он становится похож? На Иуду Искариота, который причастился и пошел предавать Христа. Именно поэтому многие экстрасенсы и колдуны (причем даже те, кто себя прямо колдунами называют) отправляют людей причащаться. Это свидетельствует лишь о том, что они сознательно служат Врагу.

-- Церковь благословляет человека пользоваться помощью официальной медицины, при всех ее очевидных недостатках. Чем же самая "вменяемая" бабушка-целительница для Церкви страшнее самого худшего врача из районной поликлиники?
-- Церковь благословляет не все методы официальной медицины. Например, не может благословить фетальную терапию* (СНОСКА: фетальная терапия использует органы и ткани человеческих эмбрионов, тем самым способствуя распространению абортов.), клонирование. Не благословляет гипноз, который давно используется в официальной медицине. Церковь никогда не благословит шарлатанства ни в каком виде, потому что это ложь, не имеющая никакого отношения ни к настоящей науке, ни к настоящей медицине.

Конечно, официальная медицина Церковью признается. С медициной, как и с наукой, у Церкви нет проблем -- пока нет выхода за рамки своей компетенции. Проблемы начинаются, если медицина перестает заниматься собственно материальным миром, пытается фактически заменить собою Бога.

А любая бабушка-целительница, самая хорошая, -- она общается с духовным миром. Она скажет: я наговорю молитовку. Тем самым она обращается к духовным реальностям. Но эти реальности, давным-давно осуждены Церковь. И потому эта бабушка, вольно или невольно, общается с падшими духами.
-- На какие методы лечения христианин не должен идти ни в коем случае, даже при несомненной угрозе жизни?
-- Любые методы, которые поощряют убийство. Например, фетальная терапия. Методы, которые связаны с призываниями нечистых духов. Например, если тебе предложат принести в жертву младенца, чтобы выздороветь, предложат искупаться в кровяной ванне, как императору Тиберию... На это нельзя идти никогда. Если тебе предложат пойти к колдуну, который тебя мгновенно вылечит, а иначе ты помрешь -- идти на это нельзя. Даже если излечишь тело, ты погубишь свою душу. Как сказал Господь, "какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?" (Мф., 16:26). Поэтому здесь граница очень простая. Там, где речь идет о душе, о нарушении Божиих заповедей, там человек должен остановиться, даже если есть угроза жизни.
Церковь никогда не поддержит никаких методов, будут ли они называться народной или официальной медициной, связанных со взломом человеческой личности. Это кодирование, используемое в современной психиатрии, гипноз... Мы не поддержим никаких призываний никаких духов, хотя бы они и назывались иначе: торсионными полями или как-то еще. Мы утверждаем, что сфера деятельности науки -- это чисто материальный мир. Если она лезет за пределы этого мира, она превышает свои полномочия. И тогда она только навредит. Вот прямая граница.
-- Что бы Вы посоветовали вообще всем нецерковным людям, проявляющим интерес к нетрадиционной медицине?

-- Напомнил бы старую поговорку: не зная броду, не суйся в воду. Духовный мир разделен на две части. На ту, что служит Богу, и ту, что с Богом враждует. Граница для невоцерковленных людей чаще всего кажется размытой. Но она есть, и очень жесткая. Те духи, что воюют против Бога, никогда не скажут правды. И лучше с ними не экспериментировать. Как маленькому мальчику говорят, чтобы он пальчики в розетку не совал, так и я бы посоветовал: не надо лезть туда, куда не знаешь. Ведь в духовном плане мы все – "маленькие мальчики". А чтобы узнать -- сначала узнайте Бога, а потом уж узнайте Его врагов.
Некоторые говорят: ну как же, я же должен все знать, я должен все попробовать. Но когда человек залезает в духовную помойку, он обязательно измажется. Его разум будет отравлен ложными идеями, ложными духовными практиками.
В наш центр однажды пришел человек, который попал в совершенно жуткую секту, сатанинскую, а началось все с того, что его потянуло на помойке поднять книгу. При том, что он был крайне брезгливым человеком. А тут ему захотелось поднять книгу, это был учебник "черной магии". Он начал читать, втянулся -- и стал магом. Духовные причины были, конечно, и до того, но пойман он был именно на любопытстве. И он дошел до такой бездны, что еле-еле спасся. Так вот, не надо экспериментировать. Не суйте пальцы в духовные розетки. Целее будете.
А вообще, случаев таких множество, и все они на одно лицо. Наш храм битком забит этими людьми. Схема стандартная: человек пошел "подлечиться". Есть такой тип людей, которые все время над своим здоровьем трясутся. И пошел такой человек "подлечиться" от каких-то проблем -- беспокойства, бессонницы, т.е. обычных психических нарушений. И ему там говорят: "Нет, я никакой не колдун, я народный целитель, у меня все от Бога, вот иконки, свечки. Сейчас я тебя подлечу старым народным способом -- свечкой повожу". И над ним поводили свечкой, почитали молитовку, дали ему выпить травочку. Потом приходит человек домой, а у него там всякие стуки начинаются, полтергейсты, квартира вдруг сама собой загорается... Потом у него маниакально-депрессивный психоз развивается, человек на всех бросается как крокодил. И если он потом приходит в храм Божий, то начинает на исповеди священника поучать: "А Вы неправильно, батюшка, о нем говорите, он очень хороший целитель, ну вот это он чуть-чуть неправильно сделал, а все остальное было у него хорошо". Увы, это тоже развитие болезни.
Но когда человек искренне покаялся в Церкви, полностью изменил образ своей жизни -- все проходит. Потому что Господь гораздо сильнее, чем все эти целители, чародеи, ворожеи. И сколь бы глубоко ни погряз человек в этой темной трясине, у него до последнего мгновения жизни есть возможность вырваться. Было бы еще и желание...
(отвечал Священник Даниил СЫСОЕВ, клирик храма Петра и Павла в Ясенево (г. Москва). Родился в 1974 году в г. Москве. В 2000 г. окончил Московскую Духовную Академию. Кандидат богословия. Рукоположен в сан священника в 2001 году. Женат, имеет двоих детей. Сотрудник Душепопечительского центра реабилитации жертв тоталитарных культов и псевдорелигиозных движений имени св. прав. Иоанна Кронштадтского. Автор нескольких книг и статей.)