Приветствую Вас Гость!
Среда, 01.05.2024, 11:48
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 146

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Друзья сайта

пост и лечебное голодание


Алифанов А. А. «Избавление от недугов»
Пост и лечебное голодание
Духовный пост, телесный пост и лечебное голодание       


Пост и лечебное голодание - разные понятия и их нельзя смешивать друг с другом. Пост - это воздержный образ жизни, предпринимаемый с духовными целями для успокоения страстей и усиления молитвенного обращения к Богу. чспчсваПост бывает двух родов: духовный пост - это воздержание от осуждения ближнего, сквернословия, дурных мыслей и усиление молитвы; телесный пост - это воздержание в диете, воздержание от курения, от супружеских отнношений и т.д. Однако телесный пост предпринимается также, как и духовный, ради Христа, в то время как лечебное голодание (разгрузочно-диетическая терапия, или РДТ), - это воздержание от еды ради плоти, то есть для избавления от недугов болезней. Таким образом, духовный пост, телесный пост и лечебное голодание - это разные явления жизни, и в ряде случаев их проведение может противоречить друг другу. Например, жена, которая находится в семейных обязанностях, готовит пищу для семьи, часто не может голодать, потому что голодание означает прерывание ее послушания мужу и служения семье. Если же предпринимаются попытки так называемого здорового образа жизни без договоренности между домашними, бывает нарастание напряженности в семье. Кроме того, лечебное голодание больших сроков часто связано со слабостью, тогда человек не сможет ходить в Церковь, исповедоваться, причащаться. А в любой из четырех длительных православных постов мы должны исповедоваться и причащаться. Тогда дастся ли нам здоровье? В известной мере голодание (РДТ) - нелегкая процедура, и на выходе из длительного голодания у некоторых людей настолько сильно повышается аппетит, что несколько недель человек занимается только удовлетворением своей плоти и только мыслями о еде. Тогда о каком освобождении от рабства греха чревоугодия мы молимся? Учитывая многие и многие противоречия, мы в известной мере должны пытаться находить компромисс, в котором центральное место занимает послушание: православный человек должен обсудить со священником, знакомым с практическими результатами лечебного голодания, и получить благословение на его проведение.
Однако, необходимо ясно понимать, что голодание не лечит, оно дает детоксикацию, очистительные кризы, ферментные и иммунные перестройки, освобождение собственных защитных сил, но избавление от недугов целиком во власти Господней. Этот центральный пункт всегда нужно иметь ввиду и проводить лечебное голодание таким образом, чтобы оно не противоречило православным традициям и в максимально возможной степени им соответствовало. Например, лечебное голодание в хронических случаях лучше проводить в посты, а не во внепостное время. В период РДТ обязательно нужно чаще исповедоваться и причащаться. Ежедневно нужно вычитывать молитвы, каноны, псалтирь, спросясь совета у духовного лица. Проводить те Таинства, которые порекомендует священник.
Профессор Юрий Сергеевич Николаев в своей книге "Голодание ради здоровья" пишет, что наиболее эффективно именно первое голодание. Многие как-то упустили из виду этот факт, а между тем незнание его порождает много отрицательных последствий и страданий. Усиленно культивируется взгляд, как будто бы человек - это механизм, который нужно регулярно чистить, в том числе голоданием, и он выздоровеет. Популяризатор такого упрощенного взгляда американец Поль Брегг. Но человек - не машина, и часто проводя голодание, он может заболеть еще больше, чем без голодания. Потому что процессы, происходящие с плотью болящего на РДТ и на выходе из нее, очень сложны и еще мало изучены. Именно поэтому другой американец, но в отличие от дилетантов, врач-специалист с большим опытом работы, Герберт Шелтон, рекомендует не мучить себя короткими голоданиями, а проводить сразу первый и большой курс голодания, чтобы достигнуть максимально полного результата. Тогда результат намного лучше и гораздо реже неприятности, разумеется, если РДТ проведена под руководством опытного наставника. В своей практике мы неоднократно отмечали, что для решения проблем серьезных болезней именно первое голодание играет важнейшую роль и дает главнейший шанс к избавлению от недугов. Например, при бронхиальной астме первое голодание уже через 5 дней позволяет большинству астматиков выбрасывать все лекарства и карманные ингаляторы, потому что приступы удушья прекращаются совсем. Но если после курса РДТ наблюдалось несоблюдение диеты и постов, бывали случаи, что астма возвращалась снова через несколько месяцев или год, и уже повторное голодание 20, 30 и иногда более дней не давало результата и болящие отчаивались. Есть мнение,что если при астме не помогает РДТ, болящему уже не поможет ничего. Имеется ввиду не просто облегчение, но мечта всех астматиков - дышать полной грудью и бросить все лекарства. Но длительность голодания всегда должна уточняться специалистом индивидуально. Например, работами группы врачей под руководством профессора Алексея Николаевича Кокосова доказано, что при разной патологии подходы должны быть разными. В частности, при бронхиальной астме они рекомендуют два голодания в год по две недели, так как снижение аутоиммунных реакций бронхиального дерева наступает после 14 - дневного голодания и длится именно полгода, после чего требуется повторный курс РДТ.
В большинстве случаев серьезной патологии курс РДТ должен быть длительным и должны быть созданы все условия, исключающие отрицательное влияние на ход лечения. Именно на первом курсе РДТ особенно тщательно нужно насыщать каждый час болящего духовной работой над собой: чтением духовных книг, молитв, посещениями церкви, беседами с достойными людьми.
Получая в большинстве случав яркие результаты после курса РДТ, болящий не должен делать поспешные выводы об абсолютном исцелении. У лечебного голодания есть одна тайная черта, которую мало кто из пишущих об РДТ раскрывает читателям. Но мы раскроем. Эта особенность заключается в том, что после голодания... болезнь часто возвращается снова! Это реальность, это факт, и от него никуда не уйдешь. И те, кто советует голодать, обещая полное исцеление, - лгут. Верить таким псевдоспециалистам нельзя. Но не следует спешить впадать в разочарование, ведь почему-то же РДТ стабильно распространена в лечебных центрах у нас и за рубежом. И вот почему. Реальность лечебного процесса заключается в том, что любая хроническая болезнь после любого лечения (и без лечения) может проходить, но затем возвращается снова, то есть чередуются периоды обострения и периоды ремиссии. Так же и после курса РДТ, например, астма исчезает, но через несколько месяцев или лет человек приходит к врачующему снова с синими губами, тяжело с хрипом дыша. Почему же это происходит? В случае бронхиальной астмы, например, когда после РДТ болящий не соблюдает диету, если он ест много слизеобразующих продуктов (сладкое и молочное), клейковины (мучное и картофель), то слизь "заклеивает" часть дыхательных путей и астматику дышать... нечем. Кроме того, сладкое, мучное, молочное - гиперэргические продукты, которые повышают реактивность организма, в том числе и иммунную. Известно, что бронхиальная астма - аутоиммунное заболевание. Собственный иммунитет "бьет" по собственным тканям легких и усиливает отек дыхательных путей, и астматику еще труднее дышать. Питание мясом, консервами, жареными блюдами, уксусом, закисляет кровь, а кровь мы должны при астме ощелачивать. Кстати говоря, для ощелачивания крови астматикам для снятия приступа капельницей вводят раствор соды.
Таким образом, хорошо понимая сущность процесса, мы можем описать его следующим образом: лечебным голоданием получая ремиссию, дальнейшими рекомендациями мы как можно больше "растягиваем" период ремиссии, насколько это возможно. А возможно несколько лет. Затем длительный курс РДТ нужно повторить. И снова, отдавшись на волю Господню, проводить воздержание в молитве и покаянии, ибо каков Его промысел о нашей судьбе, кто знает. Да и вопрошать-то о будущем грех.
Какие же рекомендации для возможного продления ремиссии? Это все, что диктует здравый смысл, который ясно отделяет науку от псевдонауки:
1. Молиться и соблюдать постное воздержание, а также умеренность вне постов.
2. Не делать ничего другим такого, чего себе не желаем.
3. Не принимать по возможности химикоэлектрическое лечение.
4. Вести активный образ жизни, иметь огород, сад, быть на чистом воздухе, ловить рыбу, летом купаться в реке и зимой париться в баньке (кроме фазы обострения болезней).
5. Питаться отечественными продуктами, лучше с собственного огорода и сада, либо проверенными и у знакомых лиц на рынке.
6. Исключить, чужестранные продукты.
7. Следить за экологией в окружающем каждого пространстве (воздух, вода) и бороться за чистоту.
8. Пить целебные растения и есть целебную зелень в течение года, по возможности, с минимальными перерывами. Индивидуальный подбор по болезням содержится в наших методиках.
9. Читать православную литературу, отпечатанную по благословению архиерея и беседовать с духовными лицами, созерцая промысел Божий о судьбах православных и иных народов.
К слову сказать, вот что делает каинова медицина с болезнью: она укорачивает периоды ремиссии. Это отмечается при лечении диодинамическими токами радикулита, - без ДДТ процесс пройдет и может несколько лет не повторяться, но после электровоздействия ДДТ обострения могут стать частыми - каждый год и даже иногда по нескольку раз в год. То же самое наблюдается при лечении язвенной болезни желудка и 12 перстной кишки Н2 -гистаминоблокаторами - после их применения обострения учащаются, становясь ежегодными или по нескольку раз в год. То же и после применения антибиотиков и сульфаниламидов при многих болезнях. Едва ли не самыми большими рекордсменами по укорачиванию ремиссии являются гормоны, в том числе гормональные мази при кожных болезнях.
Каиновы продукты: пастеризованное молоко, конфеты, шоколад, консервы, колбасы также часто являются фактором, постоянно укорачивающим ремиссию и способствующим обострению множества болезней.
Возникает закономерный вопрос: невозможно нам бросить все и уйти от жизни, разве вы это проповедуете? Нет, я лишь хочу передать читателю мысли, которые нередко входят в конфликт с реальностью. А мышление - это сугубо личный индивидуальный процесс. Но есть специальные вопросы - чего избегать и чего не избегать в той или иной проблеме, связанной со здоровьем. Именно поэтому и нужен приходской лекарь, с кем бы можно было определить уровень компромисса индивидуально. Например: при летучих сыпях у детей мы рекомендуем давать им финики, изюм, инжир вместо шоколада. Но при ревматоидном процессе или системной склеродермии мы полностью исключаем большинство углеводов: не только все сладости, но и хлеб и картофель. В этом случае компромисс имеет гораздо меньше степеней свободы и гораздо меньше выбор.
И снова вернемся к трем основным понятиям, которые неправославные авторы пытаются смешивать: духовному посту, телесному посту, лечебному голоданию. Одним из важнейших законов человеческого бытия является закон противоречия плоти и духа. Православная Церковь твердо и ясно указывает на это, что ужасно не нравится псевдохристианским идеологам. На это прямо указывает апостол Павел : Живущие по плоти в плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном (Рим 8,5). Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. (Гал 5,16)
Тиражируемые последнее время идейки о якобы гармонии же между духовным и физическим началом невозможны. Практически пытающиеся достичь гармонии между телом и духом путем чисток, упражнений, голоданий, сверхдиет, неизбежно скатываются в потакание плотским помышлениям, из которых рано или поздно возникает рабство. И врачи являются свидетелями личных и семейных катастроф или духовной деградации.
Может возникнуть удивленный вопрос: А разве автор против здорового образа жизни? - Нет, не против. Но ставить в центр своей жизни "занятия здоровым образом жизни" нельзя, ибо это плотское, низкое. Слишком много заниматься своей плотью опасно, потому что нарастает отождествление человеческого "Я" с телом. И хотения плоти могут превратиться в хотения души. Возможно, разумный компромисс заключается в том, чтобы провести курс РДТ, достичь устойчивой ремиссии болезни и, между делом, питаться нормальными продуктами и попивать травяной чаек. Раз в недельку посещать баню. ЭТО НОРМАЛЬНО И РАЗУМНО. Но заниматься телесными упражнениями цигун по нескольку часов в день - это огромная потеря времени. Клизмиться по неделям без назначения врача, пить растительное масло раз в три месяца и потом неделю-две едва волочить ноги с тошнотой - это чрезмерно и не нужно.
Получая здоровье, как дар Божий, нужно употребить время и силы на покаяние, молитву и делание добра, но не на упражнения цигун или аутотренинг. Практический опыт свидетельствует о том, что чем больше человек занимается здоровьем в этот период, тем быстрее оно от него ускользает. Здоровый образ жизни также ничего не дает и для души, это только для плоти. Как-то раз ко мне пришла женщина и сказала, что они с мужем вегетарианцы. Она слышала, что автор этих строк вегетарианец и предложила: "Вы вегетарианцы с женой, и мы вегетарианцы с мужем, давайте дружить семьями." Я немного удивился такому предложению и стал думать. Очень сильно хотелось дружить, но после многоминутного молчания я не нашел никаких оснований, чтобы дружить по признаку вегетарианства. Что, обсуждать способы приготовления еды? - Непонятно. И признался ей: "Вы знаете, я не понимаю, как это сделать". Можно дружить, любя свое Отечество и болеть за него, можно дружить православными семьями, ходить в одну церковь и читать, и обмениваться книгами. Но непонятно, как осуществлять процесс дружбы по признаку вегетарианства.
Мы используем максимальное приближение к православной традиции, рекомендуя в процессе лечебного голодания составные части поста, однако никогда не должны смешивать эти разные понятия и разные цели, достигаемые практикой поста и практикой РДТ. В некотором смысле даже личность врачующего разделяется на два аспекта. Врачующий-медик стремится правильно провести РДТ, воздействовать травами на различные звенья патогенеза болезни, всеми средствами стремится достичь выздоровления болящего. Врачующий-христианин же созерцает происходящее и удивляется разворотом человеческих судеб и мудростью Промысла Божия о человеке. Вспомним Апостола Павла, который имел болезнь в плоти своей: И чтоб я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтоб я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи. (1-е Кор.,12,7)
Целью этой книги не является разбор духовных вопросов, ибо каждый должен заниматься своим делом. Автору - делом лечебным. Поэтому продолжим рассмотрение медицинских вопросов.
 
Особенности лечебного голодания

При острых заболеваниях РДТ в большинстве случаев неплановая. Как только появляется почти любой воспалительный процесс, у большинства болящих уменьшается или исчезает аппетит. Тогда не следует "запихивать" пищу в рот, а нужно воздерживаться, потому что ферментные системы, по-видимому, не готовы переварить пищу. И если пища принимается болящими, она "кормит" болезнь и болезнь усиливается. Сотни и сотни случаев проведенного лечебного голодания убеждают нас в том, что после прекращения питания воспаление останавливается. Это касается не только простуды, но любых других процессов: паронихии, геморроя, фурункулеза, гайморита, отита и многих других. Обычно у худых людей процессы воспаления останавливается быстрее, чаще на 2-4-й день голодания, у полных немножно позже - на 3-7-й день голодания. В зависимости от тяжести процессов требуется разное количество дней для остановки воспаления. При паронихии - 2-3 дня, при геморрое 3-4 дня, фурункулезе 2-4 дня, при этом сухое голодание действует быстрее, обычно в течение первого или второго дня процесс останавливается.
Но остановка роста воспалительного или гнойного процесса - этого мало. Дело в том, что если в этот период начать есть, процесс может активироваться снова. Снова могут повысится температура тела, начаться боли, увеличится количество слизи или гноя в "болячке". Мы должны продолжить лечебное голодание до полного или частичного рассасывания воспалительного процесса, то есть к этим нескольким дням добавить еще столько же. При гнойничковых процессах лучше голодать до полного очищения от гноя и затягивания ран. Кроме того, на выходе из голодания следует начинать осторожно питаться продуктами, не вызывающими образование слизи, чтобы не произошло возобновления и роста процесса: соками сырых овощей, несладкими фруктами, ягодами, зеленью, некрахмальными овощами (кроме картофеля и свеклы) и отварной рыбой, ограниченным количеством любого масла.
В целом, в любом месте земного шара имея комфортные условия (нельзя переохлаждаться), можно быть уверенным, что почти при любых воспалительных процессах: используя лечебное голодание, особенно на первом этапе болезни, можно быть гарантированным на 90%, что наш пациент выздоровеет, если он послушен и не применяет лекарств. Я думаю, это спасительно для народного лечения, потому что ничего нет эффективнее и ничего нет дешевле, ничего нет проще и доступнее лечебного голодания в каждом самом отдаленном провинциальном местечке. Я почти всегда спокоен на здоровье болящего, который решил провести курс РДТ и исполнять все правила, какие предложены. Исключение составляют тяжелые случаи ревматоидного артрита, ревматизма, нейродермита, псориаза, ряда других болезней, которые требуют длительных сроков 30-50 дней РДТ. Работа с такими болящими очень тяжела и напряженна. Тем более, что они всегда приходят после многих лет фармакоэлектрического лечения с тяжелыми сопутствующими осложнениями. Например, с гормональными язвами в желудке после ненужного и вредного лечения гормонами.
Приблизительно можно предположить, что при легких процесах достаточно одной недели голодания, при средней тяжести 2-3 недели и при застарелых процессах больше месяца. Но мы никогда не можем планировать количество дней. Тот, кто называет количество дней, нужное для голодания - не имеет опыта. Реально на РДТ исчезает аппетит на 3-й день воздержания. Язык после 5-го дня чаще обкладывается густым белосерым налетом и появляется дурной запах изо рта. В большинстве случаев нужно до конца ожидать очищения языка и возвращения чувства голода на простые продукты (аппетит на конфеты, консервы, колбасу может временами искушать голодающего). Чаще требуется несколько недель для очищения языка. Однако, нередко мы прерываем курс РДТ раньше. Это бывает связано с ограничением времени у болящего. Тогда болезнь может остаться недолеченной и быстрее возвратиться снова. Период ремиссии значительно укорачивается. Раннее прерывание курса бывает также связано с возникающими реакциями организма, не совместимыми с голоданием: учащением пульса более 120, или перебоями сердца, или большим истощением в результате лечения, предшествовавшего курсу РДТ и др.
Но есть важная особенность проведения курса РДТ сроком более 10 дней: появление очистительных кризов. Организм выбрасывает старые отложения, накопленные за много лет, и этот процесс бывает очень болезненным. При сбросе токсинов из области головы бывают головные боли или обостряются ангины. При выбросе желчи из печени и желчного пузыря наблюдается рвота или понос, слабость, горечь во рту, при выбросе камней сильные боли, рези. Если промыть частицы кала, камешки становятся видны. При выбросе токсинов через кожу наблюдаются кожные сыпи, зуд. При освобождении желудка возникает привкус кислоты и изжога. Был случай, когда произошла рвота и у болящей вышла из желудка обыкновенная синяя нитка. Был также случай, когда после клизм были сильные боли и у болящей вышел комок плотно скрученных волос из кишечника, величиной больше шарика настольного тенниса. Очень часто выходят соли, песок и камешки из почек и мочевого пузыря. Когда мочу собирают в баночку, там оседает этот песок и наглядно демонстрирует процессы очищения. Бывают также бели и отхождения черной крови из женских половых органов. При пародонтозе могут открыться гнойнички у корней зубов (наблюдали до 7 штук сразу) и гной выходит наружу.
Хотя об очистительных кризах начинают много писать, но хочется заметить, что это иногда довольно тяжелый болезненный процесс и болящие или их родственники настаивают на прерывании голодания и могут устраивать неприятные минуты врачу, проводящему курс РДТ. Очень жаль, что находятся несведущие медики, которые берут сторону таких родственников и поддерживают нелогичную установку. Например, у больного в результате голодания... образовались камни! - Камни образуются как раз от еды, но не от голодания. В таких случаях всегда непонятно: болящий, который накапливал камни много лет, наедаясь на ночь жареной картошки с колбасой о чем думал? И вывести эти камни разве плохо? Но когда болящие предупреждены о возможных болезненных очистительных кризах, как правило, конфликтных ситуаций не бывает.
Очистительные кризисы бывают более тяжелыми у пожилых сильно зашлакованных болящих, особенно тех, кто вел сильно неумеренный образ жизни. Но у молодых кризы либо легкие, либо их не бывает совсем. Потому что у них чаще легкие функциональные расстройства, тогда как у пожилых чаще более тяжелые трудноизлечимые органические изменения. Когда я вижу перед собой пожилого болящего с избыточным весом, который прослышал о голодании и хочет его провести, я внимательно выслушиваю о его болезнях и осматриваю. Если видны признаки сильной зашлакованности: желтые склеры, опухолевидные образования где-либо, многолетние запоры, суставные отложения, одышка, серость кожных покровов, депрессия, соли в почках, доказанные на ультразвуковом исследовании и т.д., то уже ярко и живо представляю себе, как "все это добро посыпется" из болящего в результате РДТ. Но очевидно представляя себе проблемы, начинаю длительную цепь прогнозов и предупреждений, описаний страданий, чтобы болящий ЗНАЛ, НА ЧТО ИДЕТ. Нередко люди пугаются и уходят. Но это лучше, чем вовлечь болящего в голодание, а потом получить отрицательный эффект и много эмоциональных проблем.
Очистительные кризисы - мощные и небезопасные процессы, но после них в большинстве случаев восстанавливается такой уровень здоровья, который никогда невозможно восстановить любым другим лечением. У некоторых астматиков после отхождения литра мокроты из легких дыхание становится свободное, легкое, как у детей чистое. У страдающих гайморитом после отхождения стакана гноя из паух носа восстанавливается такое тонкое обоняние, что человек вспоминает годы детства за много десятилетий прежде. Часто восстанавливается такой тонкий слух после курса РДТ, что это вызывает крайнее удивление не только пациента, но и его родственников. У страдающих нарушениями пищеварения после рвотой желчью настолько хорошо восстанавливается переваривание, что им порой кажется, что они готовы "гвозди переварить". У "кожных" больных очищается кожа и исчезает зуд, а это воспринимается после многих лет страданий как обновление всей жизни. И т.д. и т.п. Невозможно передать все те случаи счастливого выздоровления, которые приходилось видеть после серии очистительных кризов. Поэтому ряду врачей представляется неразумной тактика "голодать понемногу", чтобы организм привыкнул. Нет, лучше сразу по возможности полное очищение, - и поддерживать светлый промежуток ремиссии много лет, сколько Бог пошлет.
Правила выхода из лечебного голодания

1. Лучше всего выходить после очищения языка и восстановления чувства голода. Однако, язык бывает еще немного обложен у корня, а чувство голода уже достаточно яркое, - это свидетельство в пользу прекращения голодания.
2. При решении небольших проблем у молодых чаще голодание короче, например, при фурункулезе или угрях часто - неделю. При экземе чаще две недели. И смотреть по чувству голода и по языку. Чем ярче чувство голода и чище язык, тем больше указаний на выход из голода.
3. Значительное улучшение здоровья после очистительного кризиса но при неполном очищении языка и при неярком чувстве голода.
4. Неправилен выход из голода при густо обложенном языке и отсутствии чувства голода - могут быть тошнота или рвота, несварение, слабость, головокружения и обмороки.
5. Нельзя передерживать больного на голодании, если полностью язык розовый, влажный и яркое чувство голода днем или ночью. Сразу нужно выходить.
6. Не следует бояться истощения или дистрофии, - они наступают только на стадии "костного скелета", вспомним фотографии из немецких концлагерей. Но после лечебного голодания я ни одного еще такого больного не видел, даже на 45-дневном голодании. Больные никогда не доводятся до такого состояния. По вышеуказанным простым и доступным признакам - очищение языка от налета и появление чувства голода определяют оптимальные сроки выхода болящего из голодания. Однако нужно понимать, что после длительных сроков голодания последует весьма длительный непростой период восстановления. Это может проводить только опытный специалист.
7. Экстренный выход при любых неконтролируемых нарушениях, или малопонятных: при нарушениях психики, либо перебоях в сердце, при падении кровяного давления ниже 85-40 и т.д., но обязательно соблюдение правил диетической постепенности выхода.
8. При своевременном выходе и соблюдении правила постепенности стул появляется самопроизвольно на 3-4 день от начала питания.
Чаще просматриваются три периода целесообразного выхода из голодания. Первый период - восстановление чувства голода в течение первых нескольких дней воздержания до недели. Он достаточен для решения не очень серьезных проблем, например, простуды у молодых. Второй период - появление интенсивных снов о еде, острое ощущение пищевых запахов и некоторое желание поесть при несильно обложенном языке в конце первой и на второй неделе воздержания. Тогда выходят из него, если решена проблема, ради которой начато лечебное голодание: например, рассосался жировик. Наконец, третий период появления чувства голода, - после полного очищения языка до корня и появления яркого чувства голода на простые продукты (гречневая каша, фрукты, овощи). Обычно он наступает у молодых худых болящих на второй-третьей неделе, у молодых полных на четвертой-пятой неделе, у пожилых худых на пятой-шестой неделе и у пожилых полных на шестой-седьмой неделе от начала голодания. Но бывают случаи, когда чувство голода не возвращается вовсе, если не хватило сил на очищение. В этом случае продолжительность голодания должен определять сам врач.

Ошибки проведения лечебного голодания

1. Самостоятельное голодание впервые в жизни без опытного консультанта. Вопрос о целесообразности РДТ должен быть обсужден с врачом, прошедшим специальное обучение и имеющим практический опыт. Я встречал много несчастных людей, которые осмеливались на собственный страх и риск провести первый курс РДТ по книгам и заболевших еще более тяжело. Полагаю, что таких больше, чем счастливчиков, получивших положительные результаты. К счастью, в нашей стране все больше хороших специалистов получают обучение и опыт проведения РДТ.
2. Самостоятельное, в одиночку голодание, без ухаживающего лица. Опасно осложнениями, потому что сам человек редко может себя контролировать, даже если берет на себя смелость утверждать, что имеет абсолютную волю. На голодании известен феномен изменения психической деятельности, появления неадекватности в оценке собственного состояния. Необходимо при проведении амбулаторной РДТ второе лицо, обычно родственник. Он должен являться контролером и, в известной мере, посредником между врачом и пациентом, особенно в больших проблемных случаях.
3. Голодание в некомфортных условиях: в холоде, либо при нервноэмоциональных перегрузках, либо в экологически грязных условиях, например, хождение на работу в лакокрасочный цех на голодании.
4. Коммерческое голодание с установленным сроком, например, по 10 дней. Начиная голодание мы почти никогда не можем знать, какой срок полезен болящему.
5. Отказ от проведения процедур - клизм, промываний носа, гуляний на воздухе и всего того, что предлагает консультант.
7. Неправильный выход.
8. Неполное голодание - еда понемногу, посасывание хлеба, добавление в питье воды меда и прочие уловки и выдумки болящего или советчика. Только при полном голодании без воды или с водой происходят полноценные исцеляющие процессы и меньше всего риск осложнений. Единственно допустимо употребление на лечебном голодании Причастие Святых Христовых Тайн.
9. Голодание эмоционально неустойчивых болящих с тенденцией к психическим заболеваниям вне стационара с жестким контролем.
Необходимо часто молиться на голодании и посещать церковь, принимать Святое Причастие. Лечебное голодание связано с истончением физической оболочки тела и возможны видения, яркие сны, мистические переживания, которые могут сильно повлиять на психику болящего. В православии это называется "открытием врат восприятия". Однако, несмотря на то, что обольщенный человек думает, что он получает особый дар, - это как правило, обольщение бесовское. А бесы, как известно, могут приходить, иногда принимая даже образы ангелов для обольщения неопытных христиан. Не только в такие моменты, но и в любое время нужно креститься, читать молитвы, каноны, акафисты и посещать церковь, чтобы защитить себя от нападений бесовских. Известны при истончении физического тела не только видения, но также и искушения бесов в виде страстей: мысли о грехах, приступы печали, уныния, идеи о собственном величии или исключительности, припадки раздражительности и прочие. Искушений человек никогда не может избежать, но защититься от них возможно, для этого существуют все атрибуты православной жизни, начиная от молитв, чтения книг и кончая поклонением иконам, мощам и омовениями в святых источниках. В этот период другие влияния мира сего желательно по возможности исключить - телевизор, видеофильмы - боевики, лучше взять видеокассеты с духовными фильмами.

Признаки очищения плоти

Правильно проведенное лечебное голодание для нервов дает чувство успокоения и равновесия психики. Одновременно происходит внутренняя активация, сила, бодрость, повышение инициативности и сообразительности. Хорошая работоспособность. Для плоти оно дает все признаки очищения (детоксикации).
1. Укрепляются и прекращают выпадать волосы, появляется новый рост на залысинах.
2. Прекращаются головные боли. Проходит шум в голове и писк или звон в ушах.
3. Освежается и очищается кожа, становится желтой после серо-красного мясистого цвета.
4. Исчезают прыщи и почти все наросты.
5. Белки глаз становятся небесно-голубыми, исчезает желтизна вследствие очищения печени.
Обостряется слух и обоняние. Прекращаются выделения из носа. Зрение может улучшиться на единицу.
6. Растворяются и исчезают камни на зубах. Кариозные процессы приостанавливаются.
7. Прекращается частый герпес на губах, нередко на год-два.
8. Язык становится чистым, влажным, розовым, аппетит ярким, больше тяга на чистые натуральные природные неконсервированные и невареные продукты.
9. Рассасываются увеличенные лимфатические узлы, если было их воспалительное увеличение.
10. Дыхание становится чистым, легким, свободным, слабым и незаметным. Исчезают одышка и удушье. Подъем на лестницу или в гору становится значительно более легким.
11. Рассасываются жировики.
12. Исчезает потливость, улучшается переносимость жары: не только летнего зноя, но и бани.
13. Успокаиваются сердцебиения, работа сердца становится неслышной, иногда проходят незастарелые аритмии, включая мерцательную аритмию.
14. Прекращаются бродильно-гнилостные процессы в кишечнике и исчезает кислый или зловонный запах кожи.
15. Рассасываются отложения в суставах и улучшается подвижность.
16. Проходят мышечные контрактуры и повышается гибкость, подвижность и пластичность мышц.
17. Приостанавливаются процессы перекисного окисления липидов и гипоксии.
18. Прекращаются большинство болей во многих органах и частях тела.
19. Прекращаются бели у женщин и у мужчин очищается крайняя плоть, по многу недель не откладыватся на ней смазка.
20. Улучшается работа кишечника, исчезает неудовлетворенность после посещения туалета, происходит полное опорожнение кишечника, без остатков. Прекращается геморрой.
Исчезает ряд других признаков болезни и появляются признаки омоложения, даже в гормональной сфере. Например, некоторые пожилые женщины после курса РДТ беременеют. Хотя давно уже не ожидают возобновления этой функции. Это непростой вопрос, который может ставить очередные проблемы. Но такие случаи нами наблюдались.
Однако, для признаков детоксикации (очищения) и омоложения также характерен некоторый срок, назовем его светлый промежуток, после которого возвращаются признаки старения и загрязнения плоти, обратные всем перечисленным. И вопрос продления и удержания светлого промежутка - это вопрос умеренной постнической жизни и преимущественно питания сырыми натуральными продуктами. Но это состояние не может продолжаться до бесконечности, ибо тело подвержено тлению. Господь дает некоторую отсрочку, которую нужно использовать для молитв и покаяния, чтобы приготовиться предстать перед Его Престолом. В непонимании христианского мировоззрения - коренная ошибка последователей здорового образа жизни. Мы можем уменьшить болезни и добиться длительной ремиссии, но мы никогда не достигнем бессмертия плоти голоданиями.

Постная пища и лечебная диета

В настоящее время появилсь много новомодных диет, однако какую диету избрать православному человеку, - вот в чем вопрос. Мы не можем избрать для похудания творог и кефир, потому что в посты молочными продуктами питаться нельзя. Мы не можем формировать диету из авокадо, спаржи, шпината, артишоков, манго, потому что всего этого нет у нас. Телевидение предлагает новые и новые бредовые идеи, например, "похудание от питания только шоколадом", от которого будут либо прыщи за счет сладкого, либо камни в почках за счет высокого содержания щавелевой кислоты и другие неприятности. Диета русского православного человека обязательно должна быть сформирована из доступных недорогих продуктов, которые растут вокруг нас. Это реальная диета.
Между постной пищей и лечебной диетой есть различия. Постная пища должна быть максимально проста, например, хлеб и вода, или каша и компот, или суп и рыба. А лечебная диета должна быть по возможности более богатой разнообразными полезными веществами: антигипоксантами, антиоксидантами, ангиопротекторами, витаминами, минеральными солями, ферментами и т.д. Таким образом, мышление приходского лекаря всегда направлено на то, как найти компромисс между максимальной простотой и доступностью и между богатством качественного состава продуктов. Именно в этом поиске компромисса состоит подбор диеты для болящего.
Некоторые пациенты говорят: я попросил батюшку в пост разрешить мне пить молоко, и он благословил. Хорошо, благословение священника - это важное правило для мирянина. Но, анализируя такие послабления в посте, я пришел к выводу, что большинство их вредны для здоровья постящегося. Например, питье молока учащает простуды в холодное время года, дает газы и мучительные боли в кишечнике, нередко понос, в любое время года, так зачем же нарушать пост? - Для того, чтобы страдать и мучиться от усиления болезни? Не видно в ряде послаблений ни облегчения, ни смысла. Опыт реальной диеты подсказывает, что диета с постными ограничениями гораздо лучше для здоровья и самочувствия пациента, чем питание скоромными продуктами в посты.